Официальный сайт музея

 

          Курский  государственный  областной

                      МУЗЕЙ  АРХЕОЛОГИИ 

 

Внимание!

Музей работает с 9.30 до 17.00 без перерыва и выходных

 

Последний четверг каждого месяца - санитарный день

 

Выставка "Золото гуннов" работает с 9.30 до 17.00

Понедельник - выходной


 

 

                                                               Курский край в I-VII вв.н.э.

 В I – II вв. н.э. на территорию Курского края начинается проникать со Среднего Днепра потомки носителей зарубинецкой культуры, существовавшей со II в. до н.э. на Среднем и Верхнем Днепре, в Припятском Полесье в Подесенье. Причинами переселения, вероятно, стали вторжения кочевых сарматских племен и увеличивающаяся засушливость климата. Обосновавшись в верховьях Псла и Сейма, переселенцы выращивали просо, рожь, пшеницу и ячмень, пасли скот, вручную лепили из глины нехитрые горшки, плавили железо из болотных руд. В III веке жизнь и материальная культура населения Верхнего Псла и Сейма имела много общего с культурой родственного им по происхождению населения Поднепровья и Подесенья. Поэтому ученые относят их к различным вариантам киевской культуры (III-V вв.), соотносимой с “могущественными благодаря своей многочисленности” венетами. Если в отношении зарубинцев у исследователей пока нет единого мнения, то носителей киевской культуры почти единодушно считают предками современных славян. 
 Соседями живших в Курском крае венетов-киевцев были кочевники-сарматы и оседлые носители черняховской культуры (III–V вв.). Область ее распространения была огромна – от нижнего Дуная на западе до современных Курской, Белгородской и Харьковской областей на востоке. Черняховцы стояли на более высокой ступени развития, чем киевцы. Они не прятали свои поселения в низких поймах рек, а заселяли высокие открытые мысы речных террас. Поселки были большими (до 20 га) и не нуждались в укреплениях – судя по находкам оружия, их обитатели всегда были готовы защитить себя от врагов. Дома на поселениях были представлены не только маленькими землянками, как у “киевцев”, но и длинными наземными сооружениями, плетенные из прутьев стены которых крепились на частых тонких столбах и были обильно обмазаны глиной. Крыша делалась из соломы и тонких ветвей. Длинные дома имели отапливаемое жилое и неотапливаемое хозяйственное помещение с погребом, иногда стойло для скота. Домашняя утварь и хозяйственный инвентарь “черняховцев” также отличались высоким уровнем исполнения. В отличие от “киевцев” они в совершенстве освоили гончарный круг, что позволило создать богатый ассортимент кухонной и столовой посуды. В обиходе были не только грубые горшки и миски, но и горшки, корчаги, вазы, кубки и изящные лощеные кувшины, подражающие по форме дорогим металлическим изделиям. Известны были и стеклянные кубки, а также стройные розовые или желтоватые амфоры, в которых южные торговцы привозили черняховцам вино и растительное масло. 
 Основой хозяйства черняховских племен являлось земледелие. Однако в отличие от “киевцев” им не нужно было искать места с легкими почвами или выжигать кустарник для получения высокого урожая. “Черняховцы” использовали плуги, в которые запрягали коней или волов. На распаханных плодородных полях в первую очередь выращивали пшеницу и ячмень. 
 Ученые считают, что носители черняховской культуры входили в состав т.н. “державы Германариха” – остготского короля, который “властвовал над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственными владениями”. Время его правления (IV в.) стало периодом наибольшего распространения и расцвета черняховской культуры. Однако ее развитие было неожиданно прервано в конце IV в., когда археологи отмечают гибель и запустение большинства черняховских поселений. Согласно историку Иордану на готов взъярилось пришедшее из-за Волги племя гуннов “самое страшное своей дикостью”. В недолгой, но жестокой войне остготы потерпели ряд серьезных поражений. После смерти Германариха, скончавшегося от ран около 376 г. гуннам удалось подчинить остготов своей власти и включить входившие в состав “державы Германариха” народы в состав своего племенного союза. 
 В это же время гунны огнем и мечом проходят по сарматским кочевьям. По свидетельству Аммиана Марцелина “гунны, пройдя через земли алан ... произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе”. Войдя в состав гуннской державы, сарматы приняли активное участие в нападениях подвластных гуннам племен на распадающуюся Римскую империю. Их отряды дошли до Рима в Италии, Орлеана во Франции, Карфагена в Северной Африке и сражались в большинстве важнейших битв того времени. Оставшиеся же в южнорусских степях или влились в новые кочевые образования занявшие степи Евразии или откочевав в предгорные и горные районы Кавказа создали там знаменитую Аланию, просуществовавшую до XII в. и послужившую основой для развития северокавказских алан-осетинов.
 В VI веке на историческую сцену выходят славянские племена известные византийским историкам под именем склавинов и антов. Византийцы отмечали, что новые враги “многочисленны, выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи… У них множество разнообразного скота и злаков, сложенных в скирды, в особенности проса и полбы... Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагом”.
 Там, где византийские авторы помещали склавинов и антов, археологи выделили две очень похожих культуры: пражскую (или корчакскую), связываемую со склавинами и пеньковскую носителей которой соотносят с антами. На территории Курского края обитали родственные антам и склавинам носители колочинской археологической культуры, распространенной также в Беларуси, на Смоленщине, в Подесенье и южнее, вплоть до среднего течения Сулы и Ворсклы. Свои поселения колочинцы располагали на песчаных дюнах и останцах пойменных террас поблизости от воды. Жилищами служили небольшие полуземлянки с плетенными или бревенчатыми стенами, углубленные в землю на 0,3 — 0,8 м, в центре или в одном из углов которых размещался открытый очаг. Рядом с поселениями устраивались грунтовые могильники, на которых в неглубоких ямках хоронили прах умерших, сожженных на погребальных кострах. Такие могильники были обнаружены курским археологом Ю.А.Липкингом у х.Княжий под Суджей и около с.Лебяжье, недалеко от Курска. Еще один похожий археологический памятник был детально исследован ленинградским археологом Е.А.Горюновым около с.Картамышево (Обоянский р-н). Пережженные кости обычно помещались в глиняный сосуд. Вместе с прахом женщин в погребение попадали глиняные пряслица, а также браслеты, оплавленные бусины и другие украшения. Мужские захоронения сопровождали поясные накладки, пряжки, наконечники ремней, ножи, изредка – оружие. Так в одном из погребений Княжинского могильника было найдено сразу два наконечника копий, в других – кольчужные кольца. Нередки случаи, когда в одной ямке или рядом покоится прах мужчины и женщины, погребенных одновременно.
 Информацию о людях живших на территории Курского края полторы тысячи лет назад ученые получают не только исследуя древние поселения и могильники, но и изучая оставленные ими клады в состав которых входят наборы металлических украшений женского праздничного костюма и парадного мужского пояса. Ученые условно называют их “древностями антов”. На территории Курской области “антские” клады были обнаружены на территории г.Суджи и около с.Гапоново (Кореневский р-н). Их обработка позволила ученым восстановить праздничный убор того времени. Женщины носили на голове покрывало, которое удерживал венчик из полосы тонкого серебра. К волосам или к тонкой полоске кожи или ткани крепились височные кольца, концы которых были украшены гравировкой или с одной стороны закручены спиралью внутрь. Височные кольца располагались с двух сторон на уровне щек их владелиц. Шею украшали ожерельями из стеклянных и янтарных бусин или массивным литым обручем – гривной. На груди помещалось ожерелье из металлических пронизок и пластинчатых подвесок различной формы, к которому присоединяли колокольчики и двуспиральные подвески из проволоки. Две застежки–фибулы скрепляли одежду на плечах, а третья удерживала у горла плащ или покрывало. На косу одевали специальные подвески из трубочек и пластинчатых трапеций. На пальцах носили перстни, а на запястьях – литые браслеты. Главную роль в мужском костюме играл нарядный пояс, украшенный множеством подвесных ремней с металлическими накладками и псевдопряжками.

Бесплатный хостинг uCoz